Анатолий Утробин

Скульптор, живописец, учитель
Во дворе у Анатолия всегда много детей. В гости к нему, его жене и дочери они приходят со всей округи. Я, конечно же, тоже притащил с собой дочку, которая не могла пропустить шанс снова оказаться в гостях "у Ариши", дочери Анатолия.

Хозяева этого гостеприимного дома – художники. Поэтому и дом, и двор, и все, что их окружает, – рукотворно, красиво и, я бы сказал, волшебно, – напоминает образы из детских сказок. Моя дочь тут же убежала играть с детьми, а мы с Анатолием спрятались в уютной тихой кухне. Он предложил мне люля кебаб и превосходный самогонный напиток собственного приготовления.
Корр. Как начался твой творческий путь?

Анатолий. Творческий путь начался в Ялте, я был еще молодой, это было с 77-го по 80-й годы. Там я начал лепить маленькие скульптуры, фигурки. Правда, лепил всяких пьяниц... и продавал иностранцам. За это меня в 24 часа КГБ выгнало из Ялты. Но это отдельная долгая история. Потом я долго путешествовал и в конце концов осел в Феодосии. Тут я закончил строительный институт, а потом долгое время работал на заводе старшим инженером. Но фигурки так и продолжал лепить.

В 90-е я перешел на живопись. Ходил в студию, занимался у Солощенко Вячеслава Григорьевича, был такой художник очень талантливый, закончил питерскую академию художеств. В начале 90-х я начал возить свои работы в Москву и продавал их на Арбате. Ну, штамповал картинки и продавал. В основном море, – там на Арбате моря не было ни у кого. Штамповка картин отбила у меня желание брать в руки кисть на двадцать с лишним лет. Я занялся керамикой и скульптурой. Даже открыл производство, но потом тоже понял, что это не мое и стал работать на набережной – лепил портреты. Шаржи, портреты отдыхающих. За двадцать лет такой работы я стал самым быстрым скульптором – единственным в мире, кто так быстро лепит. Я собирал информацию по всему миру, действительно так быстро не работает ни один скульптор.
Корр. А быстро – это сколько?

Анатолий. На одну скульптуру нужно минут сорок. Ну, час – максимум, как пойдет. Вот, например, недавно лепил академика Шевчука, вылепил вообще за пол часа. У него характерное лицо. С такой скоростью никто не лепит. Это дала мне большая практика работы на набережной.

Корр. Скажи, эти маленькие фигурки, мини-скульптуры – это твое изобретение, или ты где-то подсмотрел?

Анатолий. Да, мое, конечно.

Корр. У тебя в доме много картин – это твои работы?

Анатолий. Да, с 20-го года я вернулся к живописи. Я преподавал живопись, вел студию, занимался со взрослыми, с детьми – кто придет. А сейчас после того, как меня пригласили на Всероссийский пленер, пообщавшись там с лучшими художниками страны, я опять загорелся. Штамповать, конечно, я больше не буду, буду писать только для души.

Корр. А у тебя были персональные выставки?

Анатолий. Да, была персональная выставка в музее Грина в Феодосии. Ну, и много раз я принимал участие в выставках сборных, когда много разных художников выставляется. Вечно раздариваю или продаю работы, на персональные выставки не хватает материала. Все лучшие работы уходят. Это мне Василий Шевчук сказал: хочешь, чтобы у тебя остались хорошие работы для выставки? Загни цену на них и все. Он говорит, у него были удачные, такие знаковые работы, которые всем нравились и он поставил цену – полтора миллиона за картину. И говорит, ты знаешь, – все равно берут, но за полтора миллиона мне уже не жалко.
Корр. А у тебя какая была самая дорогая работа?

Анатолий. Самая дорогая работа у меня была - четыре тысячи долларов.

Корр. Сейчас у тебя есть мастерская в Феодосии. Расскажи о ней.

Анатолий. Да, там я занимаюсь с детьми, с отдыхающими. Этим летом было очень много отдыхающих. А сейчас, осенью, конечно, меньше людей приходит заниматься.

Корр. А кто к тебе может прийти, только дети?

Анатолий. Дети и взрослые, в этом году даже дедушка один приходил. Учился живописи в семьдесят лет. Думаю, за 10-15 занятий можно превратить любого человека в живописца. Особенно ребенка.

Корр. Кстати, я знаю, что ты каждый год устраиваешь у себя дома выставку детских работ. Расскажи о ней.

Анатолий. Да, каждое лето я провожу одну-две выставки работ своих учеников. Выставки дают детям стимул заниматься живописью. После выставки они загораются, начинают заниматься с удвоенной силой. На выставке все делают дети, они и ведущие, они и авторы, они и продают свои работы. А моя задача все организовать: пригласить артистов, музыкантов, накрыть стол. Получается большой детский праздник. Так что, я всех приглашаю: этим летом планирую устроить две выставки – в июле и августе.

Корр. Спасибо, я приду. И постараюсь тебе помочь с организацией.

Корр. – Никита Беляков